ДомбайИнфо - региональный туристический портал
Туристический Портал
 

Спидрайдинг - как родился спорт и его развитие в СНГ и Европе.

   Первые попытки взлетать на парашюте с лыжами на горнолыжном склоне были предприняты еще в конце 70ых годов. Тогда парашютисты-любители практиковали спуски вдоль склонов, наполняя парашют воздухом за счет набегающего потока воздуха при разгоне на лыжах. В те времена парашюты были очень медленными, их скорость снижения была в два-три раза меньше, чем такой же спуск в дисциплине слалом-гигант. В период с 80ых по 90ые к таким парашютам постепенно начали дошивать оболочки и менять геометрию, что давало возможность не так агрессивно снижаться и при этом пролетать больше по горизонту. Так родились первые парапланы, абсолютно несравнимые с современными.

   Парашютный спорт за этот период времени развивался не менее бурно. В 1995ом западные компании представили на рынок первые парашюты, которые были намного быстрее своих братьев 80ых, скоростной диапазон таких крыльев практически сравнялся со средними скоростями езды на лыжах.

   Вместе с приходом в спорт новых крыльев появились и новые дисциплины в парашютном спорте, такая как пилотирование скоростных парашютов (swoop). Пилоты соревновались на дальность пролета от входных ворот, скорость прохода и точность приземления. Как раз в самом начале развития таких соревнований американский парашютист BJ Worth начал практиковать полеты вдоль склона на лыжах на лучших в то время парашютах и пришел к мысли проведения соревнований по слалому среди парашютистов на лыжной трассе, а уже в 96ом были впервые проведены такие соревнования, которые получили название BladeRunning.

   Парашютисты прыгали с летательного аппарата над вершиной горнолыжной трассы, раскрывались и на самой вершине трассы пролетали входные ворота. По всей трассе были расставлены ворота из флажков высотой 4 метра и шириной 15 метров. При этом коридор имел свою слаломную кривизну. Перед пилотом ставилась задача пройти такой коридор, не коснувшись ногами склона и не пролетев выше ворот. Результатом являлось время прохода от входных до финишных ворот.

   Но любой пилот может догадаться, чем же занимались такие участники соревнований в периоды, когда склон доступен для соревнований, но погода из-за своей облачности не позволяет выполнять прыжки с вертолета или самолета. Именно тогда лучшие пилоты начали с новым, уже спортивным интересом практиковать езду на лыжах с крылом. Как правило, это были парашютисты без парапланерного опыта наполнения крыла за счет езды на лыжах, а также те, которые на лыжах ездили мало. И в результате это выглядело как "Мыши плакали, рыдали, но упорно продолжали есть кактус!"

   Прошло около семи лет, пока на это удалось "подсадить" парашютистов и парапланеристов, обладающих хорошим фрирайдным опытом, которые смогли в полном объеме раскрыть тему современного спидрайдинга.

   Сейчас это гонки с крыльями над головой и фрирайдными лыжами на ногах по самым интересным местам, которые раньше лыжникам без крыльев были недоступны. Это проходы с частым касанием снега по нетронутым снежным полям на полках между двухэтажными скальными стенками, ныряние в кулуары, и даже езда по контурам лавин.

   В 2007ом году, в Les Arcs, Франция, прошел первый неофициальный чемпионат мира по спидрайдингу, куда были приглашены 20 лучших пилотов по мнению одного из французких райдеров. Лыжно-фрирайдерный мир был взорван еще раз, на это мероприятие съехались посмотреть много местных райдеров, а также соседи Франции.

   В 2008ом году такой чемпионат прошел в еще более крупном формате. Соревнования проводились в двух дисциплинах - параллельный слалом и big-mountain (фрирайд в спидрайдинге). В первой дисциплине пилоты соревновались в гонке на скорость, трасса представляла из себя стандартную трассу для слалом-гиганта, а райдеры должны были пройти ее под крылом, не отрываясь от склона лыжами. Но более зрелищно смотрелась вторая дисциплина, собственно сам спидрайдинг. Как и во многих соревнованиях по фрирайду, оценивалась сложность выбора маршрута, частота контактов со склоном лыжами и пилотирование крыла. Компетиторы ставили оценки за спуск друг другу.

   Сейчас на рынке представлено более 20ти моделей крыльев для спидрайдинга, в том числе и от отечественных производителей. Крылья делятся на учебные (от 14 до 18 кв.метров), интермидиэйты (для прошедших начальное обучение, 12-14 кв.метров) и крылья для экспертов (6-12 кв.м). На альпийских горнолыжных курортах работают не менее 10ти школ спидрайдинга, а сами курорты уже начинают выделять одну пологую трассу специально для обучения спидрайдингу начинающих без парашютного или парапланерного опыта.

   Профессиональные спидрайдеры стараются не ездить с крыльями по общественным трассам или низко пролетать над ними, такой же этике обучают и новичков в школе: научился ездить с крылом на пологом участке рядом с трассой и подлетывать - переходим на более крутые склоны, но только в местах для фрирайда!

   Принимая активное участие в развитии спидрайдинга как вида спорта на просторах СНГ, школа спидрайдинга BLADE планирует провести ряд показательных саммитов в наиболее посещаемых горнолыжных курортах, таких как Домбай, Приэльбрусье и Хибины. В марте 2009 года в Домбае пройдет интернациональный саммит спидрайдеров, где будут проводиться съемки нового фильма о спидрайдинге в СНГ, а так-же будет проведен курс повышения квалификации пилотов, брифинг по безопасности и развитию спорта, семинар по лавинной безопасности, тест-драйвы крыльев и возможность попробовать спидрайдинг на реальных фрирайдных маршрутах в паре с инструктором на одном крыле.

Карта
rss
Карта